Энциклопедия форматов онлайн-обучения
22 онлайн-формата для эффективного обучения сотрудников
Роман Мандрик
основатель и главный методолог компании Active Learning

Добрый день! Энциклопедия форматов онлайн-обучения - наша инициатива по формированию единого информационного поля в области e-learning. Рынок электронного обучения возник не так давно и продолжает формироваться, поэтому мы взяли на себя смелость собрать все известные онлайн-форматы, дать им определения и указать наиболее эффективные способы их использования.
Надеемся, что наша энциклопедия будем полезна Вам и поможет решить стоящие перед Вами бизнес-задачи. Если Вам есть что добавить, мы будем рады услышать Ваше мнение и дополнить нашу энциклопедию.



1
Диалоговый тренажер
Формат интерактивного онлайн-обучения, основанный на принципе погружения пользователя в игровую среду, максимально приближенную к реальным условиям работы.

Формат диалогового тренажёра является наиболее эффективным для обучения сотрудников, ответственных за взаимодействие с клиентами и продажи. Обучающийся в безопасной игровой среде знакомится с технологиями продаж, работой с возражениями, техникой взаимодействия с наиболее часто встречающимися типажам клиентов.

2
МООС
Форма дистанционного обучения, характеризирующаяся массовым интерактивным участием c применением технологий электронного обучения и открытым доступом через интернет.

Открытые онлайн-курсы позволяют дистанционно изучать отдельную дисциплину или улучшать профессиональные навыки. В качестве дополнений к традиционным материалам учебного курса, таким как видео, чтение и домашние задания, массовые открытые онлайн-курсы дают возможность использовать интерактивные форумы пользователей.



3
Видео-лекция
Специально подготовленная обучающая видео-запись, дополненная схемами, таблицами, фотографиями и видеофрагментами, иллюстрирующими подаваемый в лекции материал.
Формат видео-лекции удобен при дистанционном обучении, а также для получения дополнительных знаний по профессии или повышения квалификации.
4
Обучающая игра
Игровой метод обучения, позволяющий отрабатывать профессиональные навыки сотрудников в игровой среде.
обучающая игра эффективна в тех случаях, когда необходимо развить тот или иной профессиональный навык или обучить сотрудников единым стандартам компании, таким, например, как стандарты выкладки товаров.
5
Бизнес-симуляция
Обучающая интерактивная модель экономической системы, которая по своим внутренним условиям максимально приближена к реальной модели изучаемого бизнеса.


Бизнес-симуляции используются для подготовки кадрового резерва в компании и служат для развития управленческого мышления менеджеров. Также бизнес-симуляции могут быть использованы при внедрении в работу компании новых систем и процессов.

6
Подкаст
Формат обучающего аудио и видеоконтента. Подкастинг может служить полезным дополнением к e-learning курсам.

Примером эффективного использования подкастинга в онлайн-обучении может служить создание в виде подкастов приложения к тренингу или „домашнего задания". С помощью такого приложения можно подготовить сотрудников, передать им необходимую для начала обучения информацию и, тем самым, повысить общую эффективность курса.

7
Интерактивный кейс
Метод обучения, при котором перед пользователем ставится реальная бизнес-задача в игровых условиях. Ключевыми элементами такого формата являются виртуальные персонажи и сюжет, развитие которого полностью зависит от ответов пользователя.

Использование интерактивных кейсов для обучения сотрудников является наиболее эффективным способом для выработки необходимых практических навыков. Кейсы позволяют отработать необходимые навыки в безопасной игровой среде, разобрать допущенные в ходе игры ошибки и избежать их в реальной жизни.

8
Анимированная инфографика
Графический способ подачи сложной информации с использованием подвижных динамических элементов.
Формат анимированной инфографики удобен при изучении сложного материала, включающего в себя цифры, даты, количественные показатели. Наглядная подача информации значительно облегчает ее восприятие пользователем. Часто данный инструмент выступает в качестве дополнения к текстовой информации, которая охватывает тему в полном объеме и содержит дополнительные пояснения.

9
Скрайбинг
Метод динамической визуализации информации при помощи графических символов.


Скрайбинг эффективно применяется в обучении, когда необходимо увидеть полную картинку, с взаимосвязями, соотношениями и следствиями. Также скрайбинг является дополнительным элементом вовлечения в обучающих курсах.

10
Слайдовый курс
Обучающий курс, использующий последовательно идущие статичные слайды, наполненные информацией, графическими изображениями и тестами в конце.



Используется для корпоративного и индивидуального обучения, повышения квалификации сотрудников и углубления теоретических знаний в какой-либо области.

11
Интерактивный курс
Формат обучения, основанный на активном взаимодействии пользователя с обучающей средой, которая служит областью осваиваемого опыта.


Интерактивные курсы используются там, где есть необходимость отработать навыки решения определенных задач или применить на практике изученный теоретический материал. Пользователю поэтапно предлагаются различные задания, которые требуют от него активных действий.

12
Тестовые задания
Комплекс заданий, посвященных определенной теме, выстроенный таким образом, чтобы на основе результатов тестирования можно было оценить, в какой степени теоретический материал усвоен обучающимся.




Тесты используются для контроля знаний пользователя как в процессе обучения, так и для подведения итогов изучения той или иной темы.

13
E-mail задания
Одна из форм дистанционного обучения, где пользователь получает задание на электронную почту, и, выполнив его, отправляет обратно преподавателю в ожидании рефлексии.




Используется в качестве дополнения к очным или дистанционным формам обучения, например, в курсах MOOC.

14
Карточки для запоминания
Инфографичные карточки или карточки для запоминания - это форма подачи теоретического материала в сжатой форме для закрепления пользователем изученной информации.



Инфографичные карточки могут использоваться как для закрепления пользователем теоретического материала, так и для самостоятельной подготовки и обучения.

15
Учебный видеофильм
Обучающий видеоматериал, демонстрирующий явления и процессы, и моделирующий их возможные последствия.

Использование учебных фильмов в процессе обучения позволяет визуально подкрепить теоретический материал и наглядно показать технологии производства или последствия несоблюдения техники безопасности. Дополнительным преимуществом учебных фильмов является возможность широкого охвата аудитории.



16
Вебинар
Виртуальный семинар в синхронном режиме, позволяющий слушателям принимать активное участие в процессе обучения посредством вопросов, выражения мнения, общения со всеми участниками вебинара.


Формат вебинара широко распространен в дистанционном обучении в рамках интерактивных лекций и семинаров. Такой вид обучения совмещает в себе возможность широкого охвата аудитории и интерактивных возможностей взаимодействия пользователей с преподавателем.

17
Обучающая 3D-игра
Программное обеспечение, тренирующее и обучающее пользователя в игровом режиме. Программа делит на части учебный материал и регулирует последовательность его изучения.


3d-игры применяются для отработки практических навыков обучающегося в среде, максимально приближенной к реальности.
За счет использования 3d-технологий игровое пространство позволяет полностью симулировать процессы, которые необходимо изучить, такие, например, как вождение автомобиля.


18
Виртуальный мир
Программные продукты трёхмерного моделирования, располагающие виртуальной территорией и героями.


Создание виртуальной среды с помощью методов трехмерного моделирования позволяет пользователю отрабатывать практические навыки, требующие специальной подготовки.

19
Дополненная реальность
Визуальное дополнение реального мира путем проецирования каких-либо виртуальных объектов на настоящее пространство (на экране компьютера, телефона и подобных устройств).




Технология расширенной реальности как нельзя лучше подходит, чтобы ускорить усвоение материала и повысить вовлеченность обучающихся, независимо от их возраста и какой бы ни была изучаемая дисциплина.

20
Вики-справочник
Электронный справочник, организованный в формате wiki-страниц, используемый для самостоятельного обучения.


Основная задача электронного справочка - создание единого информационного и понятийного поля для всех пользователей. Целесообразно использовать при большом количестве пользователей и необходимости аккумулировать базу знаний в одном месте.

21
Социальная сеть
Платформа, онлайн-сервис или веб-сайт, предназначенные для построения, отражения и организации социальных взаимоотношений, между преподвизуализацией которых являются социальные графы

Использование социальных сетей в учебном процессе обучения — это эффективное средство повышения мотивации и качества обучения. Социальная сеть предоставляет неограниченные возможности взаимодействия с преподавателем и групповой работы пользователей.

21
Геймификация обучения
Технология внедрения игровых механик в обучающий процесс



Геймификация используется для вовлечения пользователя в образовательный процесс и повышения его мотивации на успешное завершение обучающего курса.

Если у вас остались вопросы по форматам обучающих продуктов, мы с радостью проведем бесплатный мини-семинар с целью индивидуального подбора обучающего продукта для решения ваших бизнес-задач.